ДистрибуцияЛогистические услуги
В рейтинге журнала Forbes 2014 года входит в 200 самых крупных частных компаний России
Градиент. Вектор успеха

История компании

Как все начиналось

«Градиент» был основан в декабре 1991 года как рядовая торговая компания. Несколько друзей – молодых выпускников столичных ВУЗов вложили свои собственные средства в единственный павильон в центре Москвы.

Однажды в этом магазине появился торговый представитель Procter & Gamble с предложением купить продукцию его компании. Виртуозно проведенная презентация убедила основателей «Градиента» не только приобрести представленный товар, но и задуматься над тем, как они работали раньше.

Высокопрофессиональный «спектакль» показал молодым предпринимателям, что в торговле важно продать преимущества продукции, а не сам товар, и ключевой здесь является должность торгового представителя.

Это знакомство предопределило будущее компании: в 1993 году «Градиент» стал официальным партнером Procter & Gamble, а дистрибуция - основным направлением деятельности компании.

 

Леонид Новосельский: «Мы начали наш бизнес практически одновременно с тем, как наша страна начала переход от плановой экономической системы к свободному рынку. Но уже тогда мы были уверены в том, что создаем эту компанию всерьез и надолго».

 

В начале 90-х годов продажа дорогой, но качественной продукции международных производителей оказалась весьма перспективным занятием. Российский покупатель, «подогретый» первыми рекламными роликами, стремился «приобщиться» к западному образу жизни и все чаще отдавал свое предпочтение импортным Tide и Ariel.

Спрос на некоторые категории товаров уже был сформирован, преимущества других приходилось разъяснять и доказывать. Нужно было научить партнеров работать «по-новому», в соответствии с принятой зарубежной практикой, так, как этому учили менеджеры Procter & Gamble.

Открывая первые филиалы на Урале, основатели компании убеждали заведующих магазинами в перспективе продаж новой продукции, объясняли значимость постоянного ассортимента для стабильного роста объема продаж, обучали продавцов мерчендайзингу. Они самостоятельно грузили машины, выступали в роли торговых представителей в регионах, собственноручно расставляли товар. «Градиент» в числе первых начал строить качественно новые взаимоотношения поставщика с клиентом, закономерным результатом которых стали репутация и доверие.

От компании к холдингу

В середине 1998 года «Градиент» стал крупнейшим в России дистрибутором косметики, парфюмерии и бытовой химии с оборотом в $300 млн. и сетью филиалов в Центральной России, на Урале и в Сибири. В какой-то момент стало понятно, что существующая централизованная система управления стала мешать оперативной работе в филиалах, компании требовались срочные изменения.

Внутренний кризис «Градиента» совпал по времени с дефолтом и кризисом в России. К этому времени из США вернулся один из основателей компании Леонид Новосельский, получивший степень MBA в одной из ведущих бизнес-школ мира — WhartonBusinessSchool. Он возглавил компанию и занялся её реструктуризацией, в результате которой филиалы получили финансовую независимость, а «Градиент» стал холдингом.

Леонид Новосельский: «Компания остро нуждалась в разделении управленческих функций. В регионах была очень быстрая динамика, а чрезмерная централизация не давала возможности реагировать на это оперативно. Наша перестройка была классическим примером из учебника по бизнесу: мы преобразовали компанию в корпорацию с организационной моделью, построенной по принципу бизнес-единиц».

Проекты нового века

В 2001 году с целью развития портфеля эксклюзивных контрактов с западными производителями было образовано новое направление бизнеса компании. Его основной задачей стали поиск и продвижение в России международных марок косметической продукции, бытовой химии и средств гигиены, не имеющих своего представительства в России. Таким образом, «Градиент» стал предоставлять полный комплекс мероприятий по выводу новых брендов на рынок страны, включая исследования, адаптацию, разработку позиционирования, маркетинговую поддержку. Годом позже аналогичное направление было создано для работы с международными марками декоративной косметики.

В 2006 году в компании родилась новая амбициозная идея - создать собственную марку декоративной косметики. Перед командой проекта была поставлена задача не только привлечь лучших производителей косметики, но и найти идею, которая легла бы в основу этой марки. В поисках яркого решения менеджеры проекта отправились на одну из европейских выставок. Там они познакомились с человеком, который рассказал удивительную историю жизни и вдохновляющей любви девушки, чей дневник случайно попал ему в руки. Эта трогательная история и вдохновила на создание марки, которую назвали именем героини - Vivienne Sabo.

В 2008 году были представлены миссия и ценности компании. Это одно из главных событий последних лет. Особенность миссии заключается в том, что она была сформулирована самими сотрудниками «Градиента», которые вместе определили предназначение собственной компании. В этом проекте приняли участие более 1500 человек из всех регионов «Градиента». Финальная формулировка миссии была утверждена менеджерами компании в ходе учебной сессии в Московской школе управления «Сколково».  

«Градиент» сегодня

В настоящее время «Градиент» является одной из ведущих дистрибуторских компаний России в области потребительских товаров повседневного спроса. По мнению журнала Forbes, «Градиент» входит в число «200 крупнейших частных компаний» страны. Продолжая свою историю, «Градиент» создает возможности для каждого, чтобы стать лучшими вместе.

199119921993199419951996
199719981999200020012002
200320042005200620072008
2009